Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Россия, 143005, Московская область, Одинцовский район, город Одинцово, улица Ново-Спортивная, дом 10
Наш адрес
Приемная +7 (495) 596-45-41

Интервью Генерального директора АО «Управление жилищного хозяйства» С.В.Кочевалина.

21.06.2018

В еженедельной газете Одинцовского района № 23 (765) от 15 июня 2018г. опубликовано интервью Генерального директора АО «Управление жилищного хозяйства» С.В.Кочевалина.

 «Жилищное хозяйство не может оставаться без хозяина»:

В АО «Управление жилищного хозяйства» (АО «УЖХ») сменился генеральный директор – в должность вступил Сергей Кочевалин.

В Одинцовском районе он хорошо известен как профессионал с большим опытом работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жизнеобеспечения. Если быть точными, у него за плечами 31 год такого опыта. Серьезное инженерное образование, одно из лучших в стране, Сергей Кочевалин получил, закончив факультет автоматизации и механизации производства МГТУ им. Баумана. Работал в оборонном НИИ, однако в годы перестройки устроился инженером-механиком в Одинцовский водоканал. Предприятие было ближе к дому, к тому же имелись шансы улучшить жилищные условия семьи, чего в оборонке тех лет ждать не приходилось. Работал главным инженером, директором предприятия. Занимал должность заместителя директора МБУ «Водосток», которое пришлось создавать, по сути, с нуля, имеет опыт муниципальной работы в администрации города Одинцово. Является консультантом-экспертом Общественной палаты Одинцовского района в составе комиссии по ЖКХ, дорожному хозяйству, транспорту, строительству и связи. Предлагаем вашему вниманию интервью с Сергеем Кочевалиным.

 – Сергей Владимирович, назначение на такой пост в наше время принято называть «расстрельным». Брать на себя ответственность за состояние дел в сфере жилищно-коммунального хозяйства на таком крупном предприятии, как АО «УЖХ», – поступок очень серьезный. Согласиться на это может или несведущий в вопросе, но это явно не про вас, учитывая опыт работы, или тот, кто знает, что надо предпринять. Какие задачи вы считаете первоочередными?

– С таким термином, как «расстрельность», вынужден согласиться. Дело в том, что удовлетворенность сферой ЖКХ, по моему мнению, не наступит никогда. Хоть наизнанку вывернись, а все равно хорошо не будет, все равно возникнут аспекты, которые могут вызвать недовольство у потребителей услуг. И, на самом деле, это нормально. Это правильно, что люди хотят жить лучше. Мы не можем их за это ругать или как-то осуждать. Надо шаг за шагом, ступенька за ступенькой, стараться подниматься выше. Проблем очень много, но, самое главное, что наша администрация настроена предприятие сохранить и обещала мне оказать самую действенную помощь. Без этой помощи вряд ли что-то получится. Самая глобальная проблема, требующая решения, – это нормализация финансового положения предприятия. Накоплены серьезные долги перед ресурсниками, перед теми организациями, которые на аутсорсинг забрали практически большую часть производственной деятельности предприятия.

Требует решения множество технических вопросов, касающихся состояния жилого фонда. У предприятия в управлении порядка 330 многоквартирных жилых домов, далеко не все из них в хорошем техническом состоянии. Есть очень серьезные проблемы с кровлей, с герметизацией межпанельных стыков. Состояние технических подполий, инженерной начинки домов, внутреннего инженерного обеспечения оставляет желать лучшего. Много проблем.

Что хорошо: костяк коллектива сохранен. Есть люди, которые готовы исправлять ситуацию. Администрация ставит задачу на сохранение предприятия – никоим образом не дать ему исчезнуть с лица земли.

Я не согласен с тем, что жилищно-коммунальное хозяйство – это в чистом виде бизнес. Да, экономическая составляющая присутствует, и в уставе предприятия, которым я теперь руковожу, прописана цель создания предприятия – получение прибыли. Но тем не менее главная наша задача – создавать нормальные условия для жизни людей. Если мы справляемся с ней, то и прибыль будет.

Началось лето, идет подготовка к новому отопительному сезону, надо добиться, чтобы предприятие вошло в график по подготовке систем, кровель, инженерных систем, утеплению. Работа уже ведется, хотя до зимы еще далеко. Но крайний срок – 15 сентября, жилой фонд должен быть подготовлен к зиме.

Огромная тема – областная программа по ремонту подъездов, в которой участвует и местный бюджет. Контроль качества выполненных работ – наша обязанность как управляющей компании. Работы очень много, в срок до 1 декабря нам предстоит отремонтировать порядка 170 подъездов. На сегодняшний день уже завершен ремонт в 39.

 – Сколько людей, столько мнений: один говорит, как хорошо, наконец нам подъезд отремонтировали, другой недоволен краской, материалами...

– Сейчас практически во всех домах есть старшие по домам, есть советы домов, старшие по подъездам. Администрация города Одинцово ведет работу по выборам таких общественников довольно давно, уже лет восемь. Подрядчики не начинают работу, пока цвет стен и материалы не согласуют с этими уполномоченными от собственников жилых помещений. Я подтверждаю документы своей подписью, только когда вижу, что старший по дому расписался, что согласен с проектом ремонта. Так же и с актом выполненных работ – пока старший по дому не подтвердил своей подписью факта завершения ремонта, он не считается законченным.

Это не всегда облегчает нам работу, иногда люди желают включить в список производимых работ объекты, относящиеся к капитальному ремонту, а он финансируется совсем иначе, из другого «кошелька». Мы все знаем, что теперь являемся плательщиками по капитальному ремонту, это в платежке идет отдельной строкой. Эти деньги поступают в региональный фонд капитального ремонта, и уже оттуда, адресно, выделяются для капитального ремонта. Ремонт подъездов, ведущийся по областной программе, – это текущий ремонт, не капитальный. Приходится объяснять это, стараясь найти взаимопонимание.

– Город – сфера довольно конфликтная сама по себе. Противостояние порой возникает буквально ниоткуда: пешеходы – автомобилисты, владельцы домашних животных и те, у кого их нет, и так далее. Как людей мирить, как находить точки соприкосновения?

– Это действительно так. Очень часто мы становимся участниками конфликта не между потребителем услуги и тем, кто ее оказывает, а между потребителем и... еще одним потребителем. Или между поставщиками этих услуг. Наглядный пример: возле дома выросли огромные деревья. Те, кто живет на нижних этажах, жалуются, что в квартире, как в погребе, света белого не видно, а те, кто на верхних, категорически возражают против вырубки. И общего рецепта, как этих людей примирить, в общем-то, нет, приходится искать индивидуальные подходы, уговаривать, искать компромиссные решения.

 – Вопрос жалоб и штрафных санкций по ним. Человек написал, жалобу рассмотрели, предприятие оштрафовали. Неважно, ваше, или другую управляющую компанию, принцип тот же. И в результате на счетах коммунальщиков остается еще меньше средств, чтобы решить возникшую проблему.

– Вопрос очень по существу. Да, так и получается, таково уж у нас законодательство. Все очень зарегулировано, не нарушить просто невозможно. Деньги, которые предприятия платят в виде штрафов за нарушения, выявленные надзорными органами, уходят из предприятия. Это те самые деньги, которые мы получаем от жителей за выполняемую нами работу.

 – Как же правильно действовать, чтобы решить проблему и не обескровить коммунальные службы?

– Это еще одна из первоочередных задач – наладить нарушенный контакт с населением. У нас осталась диспетчерская, круглосуточный телефон. Но он один на все те 330 домов, которые мы обслуживаем. Люди дозвониться не могут. Домоуправления тоже довольно сильно обескровлены. Надо постараться вернуть схему, по которой люди обращались напрямую в домоуправление и решали свои вопросы.

 – Сейчас люди сразу сообщают о проблемах с условной лампочкой в подъезде губернатору, Путину...

– Хоть генеральному секретарю ООН можно писать, но надо понимать, что чем выше напишете, тем дольше будет путь вашей бумаги до исполнителя, а в конечном итоге прохудившийся стояк придут ремонтировать те же сварщик и слесарь-сантехник из домоуправления. Правильным решением будет этот путь сокращать. Надо обращаться к исполнителю, к тому, кто должен это сделать.

Но и с исполнителями проблема, рабочих на предприятиях нет, есть подрядные и субподрядные организации, это во многом усложнило схему работы по реагированию на нужды потребителей.

 – Кадры, видимо, тоже очень острый вопрос?

– С ними в этой сфере всегда было трудно. Если толкового инженера еще можно найти, то слесаря или сварщика – уже сложнее. Дворника, уборщицу – почти невозможно. Уровень заработной платы для таких специальностей минимальный. Это не просто проблема предприятия, это вопрос общефедеральный. Мало того, что труд не престижен, он еще и очень плохо оплачивается. Попытки «дать больше заработать» за счет обслуживания нескольких участков сразу упираются в нормы Трудового кодекса, нарушать которые нельзя. Привлекать трудовых мигрантов – очень большие проблемы, огромное число бумаг, чтобы нанять приезжего. Попытки обойти требования закона бесперспективны, поскольку есть очень серьезная статья за организацию незаконной миграции. Лучше, чтобы свои работали, но где их взять? Они в Москву поедут, на более высокую зарплату.

 – Насколько остро стоит проблема коммунальных неплатежей?

– Эта проблема «с бородой до колен». У нас целый отдел по взысканию задолженностей работает, небольшой, но достаточно эффективный. Всеми доступными законными способами мы стараемся эту проблему решать. На сегодняшний день большая часть населения платит регулярно. Но не все. К чему это приводит? Собрали 95 процентов платежей, пять не сумели. А экономика отрасли подразумевает рентабельность два-пять процентов. Эти средства могут идти на развитие предприятия, на обновление, на улучшение работы. Но для того, чтобы они появились, надо собрать 100 процентов. Если этого не было сделано, ни о каком улучшении состояния предприятия речи уже не идет, появляются долги, недоделки. И проблема эта существовала во все времена, самые успешные в плане сбора платежей с населения коммунальщики собирают примерно 97-98 процентов. Из-за этих неплатежей у многих предприятий ЖКХ возникли такие долги, ведь они копились десятилетиями. А списывать их можно только на собственные убытки. На сегодняшний день добросовестные жители платят, с недобросовестными мы боремся. И иногда финансовый результат достигает даже более 100 процентов – за счет того, что старые долги удается взыскать.

– Помогает ли справляться с накоплением долгов МосОбл­ЕИРЦ?

– Мы работаем через Мос­ОблЕИРЦ, подаем данные, он выставляет платеж по всем оказываемым услугам. Деньги, поступившие туда за отопление, водоснабжение, канализование, вывоз мусора, автоматически уходят поставщику ресурса. Это удобно. Раньше управляющие компании могли собираемые с жителей деньги «крутить» в каких-то своих интересах, накапливая долги перед поставщиками ресурсов, что приводило к большим сложностям и проблемам. Сейчас, по крайней мере, накопления долгов не происходит.

 – Проблема вывоза мусора. Это сейчас на слуху, все знают об очень сложной ситуации, полигонов все меньше и меньше, а мусора меньше не становится, Подмосковье один из самых густонаселенных регионов, плюс нагрузка со стороны Москвы.

– Проблема отягощается еще и финансовой стороной дела. Минимум две трети трудоспособного населения, проживающего в Подмосковье, на работу ездят в столицу, где платят НДФЛ, а живут здесь, и оказание всех услуг жизнеобеспечения требуется им по месту проживания. В Москве наоборот – там все хорошо, им заплатили налоги жители Подмосковья, а обеспечивать их ничем не надо, они там не живут. Ситуация очень сложная, Москве на своей территории мусор спрятать негде, все идет к нам. Правительство области вплотную этим занимается, разработана форма типового договора. С нового года начнет действовать единый оператор, который будет обеспечивать приемку отходов на территории региона, ставятся вопросы строительства перерабатывающих мощностей. Но ситуация продолжает оставаться напряженной, мусор ведь не будет дожидаться решений, он формируется ежедневно. Возить мусор теперь приходится на гораздо большие расстояния, а это удорожает транспортировку. Резко, в два-три раза мы не имеем права поднимать цену ни на одну из коммунальных услуг, это законодательно запрещено. Установлена планка – не более шести процентов роста цен, а как в них уложиться? Бензин за весну подорожал на 10 процентов. А в транспортировке мусора затраты на топливо – одни из основных.

И все-таки проблема в стадии решения, ее острота заставляет делать все возможное для поиска выхода.

– Нет ли планов «подружиться» с общественностью, чтобы как-то сдвинуть дело с мертвой точки, хотя бы по частичной переработке мусора?

– Переработка связана с сортировкой, причем прямо в квартире. Если мы все поголовно это будем делать, тогда смысл будет. Если две-три квартиры из подъезда выбросят пищевые отходы в контейнеры для сбора, например, пластика, раздельный сбор тут же потеряет смысл. Готовы ли все вести себя цивилизованно? У меня сомнения. Мысль хорошая, но на уровне и региональном, и всероссийском проблема переработки мусора не решена на сегодняшний день. Мизерные объемы идут в переработку, и снизу эту проблему решить невозможно. Нужны очень большие капиталовложения, нужны земельные участки, серьезные проекты. Без мощностей по переработке акции энтузиастов большого эффекта не дадут.

 – Насколько сильно поднимется цена на коммунальные услуги, все знают, что 1 июля грядет очередное повышение цен в отрасли?

– Подорожание услуг именно нашего предприятия, скорее всего, окажется малозаметным на фоне самых дорогих услуг – теплоснабжения и горячей воды. Но потребитель смотрит на итоговую цифру в платежке, не все вникают в вопрос «построчно».

 – Ваш взгляд на такую форму управления своим имуществом, как товарищества собственников жилья? С одной стороны – конкуренты, с другой – сами отвечают за себя и не задают вопросов.

– ТСЖ вещь неплохая. Но управление жилым домом – это профессия, дилетант не справится. Вот если в жилом доме есть некоторое количество профессионалов, то вполне может получиться. Но даже у профессионалов неизбежно возникнут проблемы. Есть ряд работ, которые правление ТСЖ выполнить своими силами не сможет – лифты, газовое оборудование, вентиляция. Надо привлекать специализированные организации, заключать договоры с ними. А тут действует схема «опта и розницы», одно дело заключать договор на сто домов сразу, другое – на один. Экономика показывает: не факт, что ТСЖ будет выгоднее, чем масштабная управляющая компания. Не все однозначно, но есть и очень успешные примеры, например, Светлана Финягина, управляющая жилым домом 28а на Сосновой. Получила грант Минэкономразвития как самое лучшее ТСЖ в России. В этом доме действительно все хорошо. Но очень многое зависит от личности.

 – Позвольте под занавес интервью юмористический вопрос. У Ильфа и Петрова герой их произведений Остап Бендер после множества бурных событий изъявляет желание переквалифицироваться в управдомы. Как вы для себя объясните такое его желание – Остап ищет для себя тихую пристань, где можно особо не утруждаться, или считает эту профессию 401-м сравнительно честным способом отъема денег у населения?

– Думаю, Остап Ибрагимович исходил из того, что с его пробивными и коммуникативными способностями с такой работой он справится легко, – смеется Сергей Кочевалин.